Масштабируемость бренда при разных подходах позиционирования
Как в будущем масштабировать свой бизнес, если вы избрали путь личного позиционирования, или, напротив, выбрали продуктовую стратегию
Взгляд в будущее. Как развивать свой бренд после достижения пиковой точки роста
Сегодня мы продолжим разговор о подходах в позиционировании при активном покорении рынка обучения и развития. И рассмотрим мы этот вопрос с точки зрения дальнейшего масштабирования бренда.

В предыдущей статье были рассмотрены маркеры, по которым можно принять решение о том, как выходить на рынок: продвигать продукт или строить свой личный бренд. Вы уже почти определились, какой из подходов близок для вас? Но прежде чем принять окончательное решение, стоит спроектировать будущее и понять, как ваш бизнес будет развиваться дальше. Здесь нет ошибки в терминологии, именно бизнес. Ведь создавая бренд, давая обещание своим клиентам и сторонникам, вы ждете от них не только признания, но в конечном итоге и финансового вознаграждения. А любой бизнес предполагает наличие плана развития и расширения. Поэтому сегодня речь пойдет о масштабируемости вашего будущего бизнеса.

Предположим, что вы готовы к определенному уровню эксгибиционизма и уверенны в силе своей харизмы, поэтому решили строить бренд имени себя. Вы достаточно популярный и известный в нужных кругах эксперт. Вы уже прошли большой путь, заработали себе имя. У вас есть помощник, который прекрасно справляется со своими задачами по организационным моментам, с документооборотом, переговорами доступного уровня. У вас есть проверенная команда продавцов, дизайнеров, копирайтеров, организаторов мероприятий, специалистов по продвижению, консультантов и других соратников, которые проверены временем и многочисленными «непредвиденными» ситуациями. Все идет по плану. А может даже лучше? И в какой-то момент вы понимаете, что достигли пика. Всем известно, что по законам жизненного цикла бизнеса после достижения пика следует стагнация, а затем спад. Избежать этого можно только с помощью нового витка — качественного скачка. Что делать? Ведь весь ваш бизнес построен вокруг вас, вокруг вашей личности.

На минуту отвлечемся и представим аналогичную ситуацию достижения пика, но в случае, если изначально была выбрана стратегия позиционирования продукта. Продукт, как и ваше авторство, уже известен, популярен и востребован. В этом варианте все уже давно придумано за нас. Масштабировать такой бизнес стоит по давно проверенным временем законам:

Вариант первый — преемничество. Пора вливать новую кровь в вашу команду. После кропотливого процесса поиска достойных кандидатов, вы как носитель знаний и главный мастер своего творения проводите обучение преемника/преемников, передаете ему/им все методики и наработки, практически как франшизу. Такой подход позволит вам существенно нарастить объемы, ведь ваши возможности увеличатся ровно в то количество раз, сколько учеников вы воспитаете. Безусловно, как и везде, есть риски и главный риск заключается в том, что ваш преемник может просто научиться и уйти с вашим продуктом, создав вам прямую конкуренцию.

Вариант второй — расширение продуктового портфеля и охват новых сегментов рынка. В данном случае вы будете ориентироваться на потребности рынка. Если вы чувствуете, что ваш продукт уже изрядно исчерпал запасы своей востребованности, тогда следует задуматься о совершенно новом, максимально актуальном продукте или продуктах, которые смогут взорвать рынок. По сути придется пройти весь путь заново, но вложения в раскрутку будут уже меньше, поскольку ваше флагманское предложение и ваше имя будут работать на опережение и львиная доля продаж будет нативной. Главный риск этого подхода в том, что новый продукт может быть отторгнут рынком по каким-то причинам, что негативно скажется на позициях вашего локомотивного продукта.

Если же вы понимаете, что рынок еще не «присытился» вашим оффером, тогда стоит подумать о ремейках. Можно освежить свой продукт, добавив в него новые блоки, новые кейсы, более актуальные инструменты, возможно скомбинировать несколько предложений в одно, чтобы решить сразу несколько болей ваших клиентов. А также разработать серию сопутствующих товаров и сфокусироваться на стратегии до-продаж. Основной риск такого подхода в его краткосрочности. Этот виток будет лишь временным решением и через небольшое время вам снова придется задуматься о том, как поразить рынок. По сути, этот этап вы должны проходить регулярно, чтобы постоянно поддерживать внимание и интерес потребителей своего продукта.

В итоге в продуктовой стратегии продвижения все вполне очевидно — легкая масштабируемость по средствам привлечения новых ресурсов, передачи знаний для увеличения объемов, расширение продуктового портфеля. Правда, легко это на словах, а по факту за каждым этим действием стоят человеческие ресурсы — самое ценное. Для любого из этих действий вам понадобятся новые люди. Ведь ваш личный ресурс ограничен 24 часами в сутки и увеличить его, увы, никому не под силу. И если в случае вывода на рынок нового продукта с новыми людьми большой проблемы не возникнет, то в рамках персонального брендинга это станет серьезным препятствием для применения описанных стратегий.

Итак, мы возвращаемся к самому больному вопросу, что делать, если ваш персональный бренд на пике популярности и на безоблачном горизонте прорисовываются очертания страшной тучи под названием стагнация?

Как вы понимаете, ввести новое лицо в ваш бренд не получится, иначе это уже будет не ваш бренд. Конечно можно избрать и такой путь, если новичок готов стать по сути вашим новом продуктом более высокого уровня, но такой подход может принести лишь временную финансовую прибыль. Поэтому мы будем отталкиваться лишь от вашего персонального временного ресурса. И главные наши союзники — оптимизация, использование новейших инструментов и увеличение вашей ценности. В первую очередь продукт филигранно оттачивается так, чтобы каждая новая сделка требовала минимального времени на подготовку (которое по сути напрямую клиентом не оплачивается). Второе — часть продукта переводится в автоматический режим: часть блоков записывается в видеоформате, часть переговоров переносится в онлайн пространство (везде экономим время, даже на дорогу — в нашем случае время самый ценный ресурс), все задания и обработка результатов максимально компьютеризируются. Далее существенно увеличивается стоимость индивидуальной работы и максимизируется маржинальность групповых форматов. Ну и главная масштабируемость заключается в создании продукта, который может продаваться в любых объемах без затраты вашего времени: видеокурсы, книги, записи вебинаров и т.д. Думаю, что главный риск во всем этом понятен без лишних слов — нужно иметь недюжий запас прочности и не разорваться в процессе достижения своих целей. Сложно? Да! Но все возможно при грамотном планировании и использовании ресурсов.