Продюсирование экспертов
Продюсирование экспертов в области обучения и развития – абсолютно новая услуга на российском рынке
Продюсер эксперта — кто он? Антерпренер, агент, директор по продажам, администратор, союзник и партнер?
Продюсирование экспертов в области обучения и развития – абсолютно новая услуга на российском рынке. Нам знаком этот термин в разрезе музыкального, кино и театрального бизнеса, но не здесь. Поэтому, для ясности, предлагаю провести параллели и рассмотреть возможности.

Начнем с театра и фигуры антрепренера, функции которого сводятся к работе агента: организация гастролей, переговоры с заказчиками, выпуск промоматериалов. В нашем деле такого человека можно сравнить с директором по продажам и продвижению. Как правило, такого профессионала бизнес-тренер или спикер нанимает уже будучи довольно известной фигурой на рынке. Чаще всего потребность в нем возникает из-за большого количества тренинг-дней и отсутствия ресурса заниматься административными вопросами. Найти толкового директора в сфере T&D довольно сложно. Поэтому чаще всего его заменяют обычным администратором, который растет и со временем превращается в эксперта. А когда вырастает, складывается по-разному: от самого неприятного — уходит с базой клиентов, до цивилизованного "каждый своим путем" на оговоренных заранее условиях.

Если же говорить о неофитах, у них редко складывается с агентами. Для них наиболее безопасным вариантом оказывается присоединение к театру. В нашем контексте, это, как правило, означает пополнение тренерского состава одного или нескольких провайдеров, которые будут предлагать его услуги своим клиентам. Как водится, тренинговая компания делает это на своих условиях, потому долгие месяцы, а то и годы, "новичок" получает гонорары, определенные не им самим. Вполне понятная и "обкатанная" стратегия, приносящая регулярный доход.

С театром, пожалуй, все!

Кино и телевидение! В этом деле главное — это продукт. Он появляется первым и для его реализации набирается "проектная" группа. Иногда автором продукта является тандем продюсера и сценариста, например. В нашем случае, это может быть директор бизнес-школы и консультант или руководитель направления и менеджер по продукту. Они прописывают продукт, определяют целевую аудиторию, каналы продвижения, исполнителей, передают программу или отслеживают контент, контролируют качество, масштабируют и тиражируют. Исполнители здесь фактически не влияют ни на процесс, ни на результат. Вне зависимости от статуса и положения на рынке — все заменяемы. Возможно, это грубое сравнение, но мысль, полагаю, ясна.

И, наконец, музыкальный бизнес. Он более остальных, за некоторыми исключениями, похож на ту структуру, которую представляем себе мы, говоря о продюсировании экспертов. Я попробую обрисовать картину, но простите мне неточности и расхождения в некоторых вопросах с реальностью шоу-бизнеса. Я допускаю их намеренно, чтобы быть более понятной нашей аудитории.

Допустим, приходит в продюсерскую компанию отличный музыкант с целью выйти на большую аудиторию. Он профессионал, его не нужно учить мастерству. У него есть собственный вкус и понимание своего жанра. Однако ему не хватает чувства рынка, понимания трендов и потребностей аудитории.

  • Какие этапы в этом случае пройдут компания и музыкант?
  • Оценят возможности потребности сторон. Определят контуры результата совместной работы.
  • Договорятся об условиях и составе работ.
  • Определятся с "нишей" и направлениями.
  • Выработают план действий.
  • Запустят работу над продуктом. Продуктом в данном случае является сам музыкант и его "репертуар".
  • Упакуют продукт.
  • Запустят работу.

А далее будут продвигать, продавать, тестировать, обновлять репертуар, снова тестировать и т.д.


Этот цикл работ очень наглядно демонстрирует процесс, который выстраиваем мы с нашими клиентами. Важно то, что фокусом для нас всегда является сам клиент. Он уже эксперт, имеет знания и навыки, которые необходимо конвертировать в рыночный продукт.

Здесь может быть много разных метафор. От саксофониста, работавшего в оркестре, но преобразившегося в известного сольного исполнителя, до алмаза, прошедшего огранку и ставшего главным элементом в кольце, занявшим свое место у Tiffany&Co.

Для нас привилегия работать с профессионалами и помогать донести им свою экспертизу до потребителя. И говоря о полном цикле, мы имеем в виду именно этот вариант, описанный последним. Двигаясь из точки "А" — текущей ситуации, в точку "Б" — необходимый результат, для нас важно сохранять индивидуальность нашего клиента. Только эта индивидуальность, наполненная экспертизой и опытом, и является главным УТП, которое нам предстоит помочь огранить и представить в должном виде.

Однако не всем нужен продюсер полного цикла. Многим нужен лишь "антрепренер" или "продюсер фильма". И такие задачи представляются нам не менее интересными. Их исполнение будет отличаться от привычного, потому что главным фокусом по-прежнему будет являться эксперт и его задачи.